"Хотелось бы, чтобы аббревиатура ЦИК обозначала собой «центр инноваций и коммуникаций». Надеюсь, что это станет фирменным стилем работы Центрального исполкома»

Дмитрий Травкин, Глава ЦИК ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ"

Школа равных возможностей

Школа №15 п.Быково является единственной в Раменском районе по обучению и социализации детей с ОВЗ и инвалидностью с использованием дистанционных образовательных технологий. Информационные технологии сегодня прочно вошли в нашу жизнь, они широко используются во всех сферах деятельности человека. Уже многие годы дистанционное обучение на дому с помощью сети Интернет успешно реализуется в общем среднем образовании. В Раменском районе базовой школой, осуществляющей дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках приоритетного национального проекта «Образование»и партийного проекта "Новая школа" является Быковская школа №15. Дистанционное обучение позволяет получить полноценное образование и дает возможность учиться даже детям с самыми сложными диагнозами. Обучающиеся дистанционно обеспечиваются всем необходимым учебным оборудованием и интернетом бесплатно. Более 3000 педагогических работников Московской области осуществляют обучение с применением дистанционных технологий детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 80% выпускников, прошедших дистанционное обучение в школе №15, поступают в вузы и колледжи Педагоги школы постоянно проходят курсы повышения квалификации. Курсы компьютерной грамотности проходят и родители школьников: их знакомят с интернет ресурсами, показывают, как работать с компьютерными программами. На сегодняшний день на базе школы №15 дистанционно учится 21 человек из Раменского района, г.о.Бронницы, Жуковского и Люберец. Несмотря на то, что обучение с помощью дистанционных технологий уже давно и успешно применяется в образовании, остается проблема социализации детей, обучающихся в домашних условиях. Решая эту задачу, школа №15 наработала положительный опыт, и с 2018 г. стала академической экспериментальной площадкой по теме «Социализация детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся на дому, в рамках проектно-исследовательской деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий» в Московской области. О ходе эксперимента мы побеседовали с Ларисой Салеевой , заместителем директора Быковской школы №15, курирующей вопросы дистанционного обучения. — Лариса Юрьевна, какие цели и задачи стоят перед образовательным учреждением в рамках академической площадки? — Наша основная задача не только дать детям достойное образование, но и помочь с выбором профессии и дальнейшего жизненного пути. Поэтому мы ведем свою работу по двум направлениям: обучение и социализация детей -инвалидов и детей с ОВЗ. Надо отметить, что два года подряд, в 2017 г. и 2018 г., Быковская школа №15 входит в пятерку лучших образовательных учреждений, работающих по программе «Доступная среда, инклюзивное образование» в Московской области. Мы обмениваемся опытом, на базе школы провели более 15 семинаров, в которых приняли участие наши коллеги из Московской области. — Как реализуется эта программа на практике? — Дети принимают участие в проектах, научно-исследовательской деятельности, участвуют в онлайн-конференциях. Некоторые наши ученики, обучающиеся дистанционно, состоят в школьном научном сообществе, участвуя в занятиях в режиме онлайн конференции, чтобы они могли видеть и слышать, что происходит в классе. Также мы привлекаем детей к участию в олимпиадах и конкурсах. В Московской области с 2009 г. реализуется мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» Я помню, как волновались наши ученики, перед защитой своих проектов! Какой это был для них опыт и шанс проявить себя наравне с другими детьми. Это как раз и есть один из моментов социализации детей — через общение с классным коллективом, педагогами, через мероприятия и праздники. Недавно было посвящение в пятиклассники. Для детей, обучающихся дистанционно эти мероприятия — большое и долгожданное событие. — Какие темы выбирают учащиеся для своих проектов? — Ребята выбирают самые разные проекты. В прошлом году на международном конкурсе «Математика и проектирование» один из наших обучающихся, Валентин Неволин, дистанционно спроектировал свою машину и занял первое место. Еще одна ученица делала проекты по географии и математике. — Как выпускники сдают экзамены? — Последние несколько лет 11-классники, обучающиеся дистанционно, выбирают форму ЕГЭ. Учащиеся, не имеющие возможности сдавать с общим потоком, направляются в школы, где созданы специальные условия — пандусы, отдельные кабинеты на первом этаже. Также в прошлом году один из выпускников сдавал ЕГЭ на дому, и для него были созданы условия, соответствующие нормативам сдачи экзамена. Помимо ЕГЭ выпускники могут выбрать и государственный выпускной экзамен для детей с ОВЗ и инвалидностью (русский язык, математика). Если они в дальнейшем решают продолжить учебу в высшем учебном заведении, то они сдают внутренний экзамен. Для таких детей в вузах выделяются квоты, и школа ведет работу по вопросам профориентации детей с ОВЗ и инвалидностью, начиная с 8 класса. Мы формируем базу учебных заведений, которые можно порекомендовать будущему выпускнику для дальнейшего обучения и получения профессии. — Какие специальности выбирают школьники, обучающиеся дистанционно? — Самые разные. Ребята поступают и в педагогические вузы. Один из выпускников выбрал институт физкультуры и спорта. Выбирают медицину. Важный критерий выбора вуза — наличие дистанционной формы обучения, а также транспортная доступность. Например, одна из девочек выбрала заочную форму обучения в пединституте. Родители во время сессии возят ее в институт, а еще выпускник 2018 г. обучается дистанционно в высшем учебном заведении по специальности «Психолог». Есть выпускники, которые после колледжа продолжили обучение в вузе. Хочется отметить, что для нас каждый ребенок, нашедший свое призвание, успешно реализовавший свои возможности в учебе, в дальнейшем трудоустройстве и в жизни — это большая радость для нас. Значит, мы работаем не зря и задача наша выполнена. Георгий Сергеевцев, глава г.п.Быково: — Дистанционное обучение — важный сегмент работы образовательной системы. У ребят, которые не могут в силу различных причин посещать школу, появилась возможность получить знания наравне с другими. Быковская школа №15 имеет полное техническое обеспечение и все возможности для успешной работы в этом направлении. При этом хочется отметить, что ребята тянутся к знаниям и показывают хорошие результаты на экзаменах. Ольга Гильмуллина, директор Быковской школы №15: — Наша школа выполняет все требования, предъявляемые к дистанционному обучению. Все учителя прошли обучение, все — практики с многолетним опытом работы. И у нас есть результаты. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ должны иметь будущее, и школьное дистанционное образование позволяет это сделать